В феврале Центр поддержки семейного образования организовал Ярмарку современного образования, в которой приняли участие 40 альтернативных образовательных проектов.
Гузель, что сегодня на ваш взгляд, происходит на рынке образования, в частности со школами?
Изменилась ли школа сегодня?
«Да, изменилась,» — потому что появилось много интересных проектов, курсов, лекториев, расширилась «география» за счёт онлайн-технологий. И вот именно этот образовательный ландшафт можно сегодня лицезреть «с высоты» Ярмарки современного образования.
Как вам пришла идея проведения Ярмарки?
Как не запутать детей и не запутаться самим в этом многообразии? Как увидеть эту палитру сразу в одном месте? Так зародилась идея Ярмарки современного образования, где можно познакомиться с самыми яркими идеями и проектами.
Центр поддержки семейного образования организовал Ярмарку, чтобы помочь родителям найти оптимальное решение, а заодно найти круг общения для детей на этапе изучения школьной программы.
Поделитесь вашими ощущениями от Ярмарки – что вы особенно хотели бы отметить?
Первое, что бросается в глаза, — большинство проектов говорят о том, что ребенок становится активным участником своего образовательного пространства. Он не приходит на готовый учебный план, учителя или программу. Он ищет, строит, настраивается. Всё это дает невероятный опыт непрерывного развития и активной позиции по жизни: никто не придет и не принесет тебе информацию в клюве.
И здесь мы видим, что акцент делается на образование как на стиль жизни, а это важно: сегодня, в быстро меняющемся мире, образование должно быть непрерывным. И с акцентом на самоорганизацию. Ведь самое главное — это иметь внутреннюю мотивацию и организацию.
Ярмарка современного образования даёт возможность родителям выбрать, что подходит ребёнку и им самим больше всего.
И я со своими детьми использовала разные инструменты, потому что каждый ребёнок – отдельная вселенная.
Что Ярмарка открыла для зрителей и участников?
На ярмарке ты слышишь акценты, приоритеты, видишь людей, которым ты планируешь передать ребенка. Все-таки личность – это очень важно. Те личности, которые формируют пространство и участвуют в формировании твоих детей.
Мне также было интересно услышать о новых трендах современного образования. Потому что все эти уникальные по сути проекты были о новой парадигме в образовании. Об осознанности.
Какая, на ваш взгляд, главная парадигма современного образования?
Отношение меняется только тогда, когда человек начинает осознавать цели компании как свои. То же самое происходит и с маленькими людьми, нашими детьми. Например, ребёнок углублённо учит в школе английский, а домашнее задание переводит с айпада. Потому что ему не нужен английский, это не его цель и не сфера его интересов. И здесь очень важно выстраивать такую парадигму, когда ребенок должен сам ставить цель и идти. Это и называется осознанность — понимание, для чего мне это нужно.
Почему осознанность так важна сегодня?
Мы не принимаем решение – часто его принимают за нас. Мне, например, сегодня пришло сообщение от Сири, чтобы я не забыла позвонить другу и поздравить его с днём рождения.
Не потерять в этой ситуации себя как личность смогут только сознательные люди.
И на Ярмарке в течение двух дней все участники, школы, не школы, парки говорили об осознанности в обучении.
То есть школа останется как один из институтов в образовании?
Но при этом решиться пока на какие-то изменения для себя могут только отважные и сознательные родители.
И те энтузиасты, с которыми мы познакомились и общались, помогают сделать нам осознанный выбор. Я лично постаралась пересмотреть все выступления и что-то найти полезное для своих детей.
Артём Соловейчик, гость Ярмарки, рассказал об образе школы будущего как бесшовной школы, где ребёнку можно будет выбирать, где учиться, то место, сообщество, пространство, которое ему больше подходит.